Войти
Главная / / /Как куётся наш олимпийский резерв?

Как куётся наш олимпийский резерв?

2 июля 2020

Белорусские училища олимпийского резерва выпускают сотни учеников каждый год. Юным спортсменам предоставлены все условия для хороших результатов: оборудованные залы, опытные тренеры, полноценное питание, выдача экипировки и многое другое. Мы задались вопросом, почему из сотни выпустившихся ребят вырастают всего единицы профессиональных спортсменов.

Об этом мы решили поговорить с одним из тренеров по дзюдо республиканского училища олимпийского резерва Кунцевич Татьяной Ивановной.


На фото Татьяна Ивановна с учеником республиканского государственного училища олимпийского резерва Головачовым Русланом

О: Добрый день, Татьяна. Расскажите, как ребята попадают в училище? Могут ли родители повлиять на решение детей?

Т: Списки для зачисления детей формируются согласно рейтингу. В первую очередь зачисляются дети, которые становятся чемпионами республиканских соревнований. Потом призеры. На свободные места мы рассматриваем перспективных ребят, которые занимали 5-7 места.

Что касается влияния родителей. Мне кажется, что, если ребенок не хочет поступать в такое заведение, родители не смогут его заставить. О таких случаях за время работы я не слышала. Как правило, бывает наоборот, когда ребенок очень хочет поступить в училище, а родители немного сомневаются. Однако чаще всего дети совместно с тренером находят способ, как убедить родителей, чтобы они согласились отдать их в училище

О: Есть ли какие-нибудь пробелы в учебе у детей?

Т: Программа обучения в училище такая же, как и в обычных школах. Единственное, у нас составлено расписание таким образом, что ребенок может тренироваться 6 раз в неделю 2 раза в день. При этом он еще и обучается. В обычной школе такой возможности нет. Здесь, как и в любой другой школе: тот, кто хочет учиться, будет учиться; тот, кто не хочет - не будет. Учителя к детям относятся чуть лояльней, чем в обычных школах, т.к. это спортсмены: дают детям задания на сборы и на соревнования. Дети приходят в училище, сдают их и получают за это оценки, которые они заслуживают. В этом плане детям в училище проще, чем в обычной школе.

О: Как училища поддерживают детей в спорте?

Т: Ребята в течении года получают экипировку. Также выделяются денежные средства для участия в соревнованиях за границей. Плюс, училище предоставляет весь необходимый инвентарь для тренировок по каждому виду спорта. Поэтому все необходимое, чтобы дети учились и тренировались, у нас есть.

О: А кто из ребят до 18 лет попадает на сборы? Что делать тем, кто не попал?

Т: На сборы привлекаются дети, которые на спартакиадах ДЮСШ по своему возрасту становятся чемпионами или, хотя бы, финалистами или призерами. Их вызывает старший тренер кадетской команды. Как правило, попадают на сборы те, кто зарекомендовал себя на республиканских соревнованиях и в ком тренеры видят перспективу для дальнейшего развития.

Если ребенок не может себя реализовать, на сбор его вызывать не будут. Тренер в любом случае заинтересован в тренировочном процессе сделать все возможное, чтобы его спортсмен показал хороший результат. Т.е. такие дети работают дальше индивидуально с тренером в своей спортивной школе.

О: А что бы вам хотелось видеть в своих учениках? И как понять, что в ребенке есть потенциал? Какими качествами должен обладать спортсмен?

Т: Самое главное – в нем должно быть желание. Желание тренироваться, не бояться нагружаться, желание выходить побеждать. Если ребенок готов трудиться, готов работать на результат, его тренер всегда поддержит и поможет ему.

О: Стоит ли девушкам и юношам оставаться в спорте, если они показывают слабый результат за большой промежуток времени?

Т: Ну, тут палка о двух концах. С одной стороны, нужно бы и остановиться. Но с другой стороны, если человек много лет занимался спортом и у него не совсем получилось, но желание тренироваться дальше есть, то такого человека надо пытаться сохранить для того, чтобы он свои навыки смог передать другим и в качестве спарринг-партнера. За счет того, что этот человек стоит с другим спортсменом в паре, помогает ему, отрабатывает на нем свои технические действия, более удачный спортсмен может вырасти и поднять свой результат. Поэтому, я считаю, таким детям надо оказывать поддержку и максимально долгое количество времени удерживать его в спорте и для его развития, и для помощи в развитии других спортсменов.

О: Как вы относитесь к условиям, созданным училищами олимпийского резерва? К распорядку дня, распределению нагрузки?

Т: Нагрузка у детей не маленькая, распорядок дня тоже непростой, 6 дней в неделю ребенок полностью занят и свободного времени практически нет. Это уже своего рода испытание.

Плюс ко всему много сил забирает сам тренировочный процесс. Нагрузка на тренировках зависит от возрастной группы ребенка. Для тех, кто помладше, тренировка по часам чуть меньше, чем у взрослых ребят. В любом случае, нагрузка строго контролируется. Училище олимпийского резерва предполагает работу на результат спортсмена и, соответственно, нагрузки, соответствующие тому, чтобы дети результат этот показывали.

О: Как обстоят дела в региональных училищах? Стоит ли ребятам оставаться там или, все-таки, следует стремиться в столицу?

Т: У нас в областях есть хорошие, грамотные тренеры, которые работают с детьми. Многим родителям удобней, чтобы ребенок учился в областном училище и был рядом с ними. Это зависит в первую очередь от желания детей и родителей. Республиканское училище предоставляет чуть больше возможностей для развития. Поэтому дети и их родители чаще хотят попасть, все-таки, в республиканское училище.

О: И напоследок, скажите, по вашему мнению, от чего, в первую очередь зависит результат спортсмена? От его личностных качеств или условий, в которых работает спортсмен?

Т: Важнее всего в спортсмене его личные качества. Конечно, условия, в которых он работает, сильно влияют на результат. Однако, как было сказано выше, если у ребенка нет желания, не хватает здоровья, никакие условия не помогут ему добиться желаемого результата. Одному спортсмену можно предоставить минимальные условия, поставить любого тренера рядом и он покажет отличный результат. А другому предоставить лучшие условия и поставить хоть 30 тренеров с Японии – он все равно бороться не будет.

Также мы решили поинтересоваться у ребят, которые учились или ещё учатся в разных училищах по всей РБ, что они думают.


Иван Дубина (РГУОР, чемпион КЕ Прага)

О: Чем отличаются тренировки в училище от тех, что дома?

И: В училище нас держали в достаточно строгом режиме, тяжело было расслабиться. Так что, могу сказать, что за время учебы в училище ребята сильно растут. В моем городе мне дали основу, поставили технику. В училище меня уже научили бороться на захватах, дали хорошую физическую подготовку. Дети привыкают к такому режиму, спарринг-партнеров много, есть на чем и на ком учиться.

О: В 2018 году у тебя была операция на колено, после которой ты долго восстанавливался. Как ты себя чувствовал в этот период? Не было мыслей все бросить? Как восстанавливался?

И: Ну в первую очередь хотелось восстановиться не только для дальнейших тренировок, но и просто для жизни, чтобы не было никакого дискомфорта. Поэтому к такому надо относиться добросовестно. Сначала ходил на ЛФК, потом потиху начал качаться в зале. Поэтому, когда стал на ковер, я чувствовал, что прибавил в физическом плане, стал сильнее, это придавало уверенности. Бороться было тяжеловато сразу, был страх делать некоторые броски и подвороты. Сейчас психологический страх полностью прошел, физический дискомфорт иногда есть, но это не мешает мне нормально выполнять все броски и просто бороться.


Виктория Новикова (ГГУОР, чемпионка РБ)

О: В Гомеле очень хорошая женская команда по дзюдо. Почему так, почему именно девчонки?

В: Да, наши девочки всегда завоёвывают призовые места на соревнованиях, часто выигрывают в общекомандных зачетах.

Возможно, это связано с тем, что у парней больше конкуренция и девочкам в этом плане немного проще. Но нагрузку и упражнения нам дают такие же, как и парням, поэтому, тренируясь как мальчики, мы и даем хороший результат

О: У вас было очень много девочек, которые действительно неплохо боролись и подавали хорошие результаты. Почему многие из них уходят из борьбы?

В: У нас многие девчонки боролись именно из-за своего характера. Сильный характер это, конечно, хорошо. Но в жизни нужно быть иногда чуть «гибче» и «шелковей». А когда агрессия присутствует не только в борьбе, но и в жизни, это может создавать проблемы: проблемы в учебе, в личной жизни. Конечно, это мешает спорту.


Александр Сидорик (БГОУОР, серебряный призёр КЕ Санкт-Петербург)

О: Какие качества в тренере ты ценишь? Расскажи про тренера, у которого ты тренируешься сейчас в Минске.

С: На мой взгляд, тренер должен уметь найти индивидуальный подход к каждому спортсмену, должна быть какая-то привязанность (чтобы была заинтересованность в человеке), ненавязчивость и забота.

Сейчас я тренируюсь у Александра Анатольевича Шлыка. Как тренер он мне очень нравится. Даже сейчас, в отпуске, всегда звонит и интересуется, как дела. Больше всего конечно нравится, что он честный и всегда может указать на какие-то мои ошибки, устремленный (если у него есть цель сделать из тебя чемпиона и ты сам этого хочешь, то он добьется этого), заинтересованный в своих учениках, не жалеет сил и эмоций и всегда старается работать индивидуально с нами. Все это даёт хороший толчок для развития.

О: Скажи, что тебя мотивирует, заставляет двигаться вперед в своих целях?

С: Думаю, моя целеустремленность и поддержка. Меня поддерживает очень много людей: друзья, родственники, тренер. Конечно, хочется добиться чего-то высокого, выступать на крупных турнирах, попасть на Олимпиаду.


Денис Евсеенко (РГУОР, бронзовый призёр ЧЕ Варшава)

О: Денис, поддерживают ли тебя в спорте твои родители?

Д: Да, особенно мама. Она очень была рада, когда я поступил в училище. Даже ездила на Чемпионат Европы поддержать меня. Выходя на схватки я был очень заряжен, адреналин просто зашкаливал. Мне кажется, что я смог так хорошо настроиться на борьбу именно потому, что рядом была мама

О: На твой взгляд, что делать ребятам, которые стараются, тренируются, но у них ничего не получается?

Д: Не опускать руки. Идти до конца, до самого тупика. Я, когда был маленьким, боролся плохо, везде проигрывал. Но старался дальше тренироваться, пробовать, и все получилось.

 

Так в чем же всё-таки заключается проблема наших спортсменов? Из разговора с ребятами нам стало понятно, что не во всех регионах поддерживается уровень финансирования достойный нашего вида спорта. Многие спортсмены не имеют возможности участвовать в зарубежных соревнованиях, набираться опыта.

Также, камнем преткновения иногда становятся сами родители спортсменов. Из-за отсутствия поддержки со стороны родителей дети часто теряют уверенность в себе и желание дальше заниматься спортом.

Большую роль в этом вопросе играет тренерская работа. На наших тренерах лежит большая ответственность за результаты спортсменов. Индивидуальный подход к спортсмену, распределение нагрузки, психологическая поддержка - на всем этом должны уметь концентрировать внимание наши тренеры.

Отсутствие инфраструктуры для занятий дзюдо в маленьких городах также вносит свою лепту в данную проблему. Ребята из регионов часто упоминали отсутствие спарринг-партнеров на тренировке, что, естественно, сильно сказывается на их дальнейших результатах.

Нельзя не обратить внимание на травмоопасность нашего вида спорта, в результате которой многие спортсмены вынуждены просто «завязать» с борьбой.

Конечно, все это играет важнейшую роль в достижении целей. Однако, на примере опрошенных нами ребят, становится понятно, что наибольший процент успеха зависит только от личностных качеств спортсмена. Любовь к своему виду спорта, тяга к победе, терпеливость, устойчивость и смелость являются главным оружием человека в достижении поставленных целей.


Сорока Ольга

 


Возврат к списку

БТ-5информационный партнер МЧСпартнер МСиТпартнер НОКпартнер